?

Log in

No account? Create an account

Велоистория

Моим первым «взрослым» велосипедом был «Шоссе старт». Я тогда в названиях велосипедов не очень-то шарил и называл его ласточкой. Кстати, правило «как вы велик назовете...» вполне себе работало. Отправившись покататься в первый раз, я на ближайшем повороте ласточкой улетел в канаву. Потому, что до этого велосипеда ездил на «Школьнике» и «Каме», у которых тормоз педальный. А тут только ручные. Но велосипед был, что и говорить, шикарный.

Потом мне был подарен шоссейный кошмар под названием «Сура». Первый личный велосипед и первое же знакомство со спецификой отечественного транспорта. У него практически не работали тормоза, а переклюение скоростей работало так, что лучше бы его не было вовсе. А еще в этом велосипеде постоянно что-нибудь рассыпалось. Неудивительно, ведь многие жизненно важные болты и гайки были сделаны из мягкого алюминия. Никогда не забуду собственное изумление, когда одна такая гайка снялась прямо вместе с резьбой болта. А как я подшипники в педалях менял на снятые с советской «Бабочки» — вообще отдельная песня с припевом.

Следующей ступенью был горник Мерида Калахари 550. После Суры — блаженство. За десять лет довольно жесткого использования, велосипед сломался один раз — слетела звездочка, которая возле педалей. После сварки проездил на нем еще два года. И до сих пор бы катался, кабы не он не сгорел вместе с дачей.

Сейчас у меня GT Avalanche 1.0. Тоже горник.

Подумываю о двухподвесе, но очень вяло.

Comments

У меня рама GT Avalanche 0.5. Всё остальное не от него...
Что такое педальный диск?
Перефразировал.
Забыл изменить род глагола. :)

«Звездочка возле педалей» называется ведущей. Крепить ее сваркой — отчаянный поступок, ведь звезда — расходный материал.

Впрочем, нет велосипеда — нет проблемы. :)
Поправил.

Что до сварки, поскольку велосипед был довольно древним, я не был уверен в тот момент, что найду новую звездочку и сумею вообще это починить. Кроме того, кататься хотелось сейчас, а не через неделю, а сварка была у соседа. В общем, сейчас-то действительно, какая уже разница.

Хотя велосипед, несмотря на отсутствие рессор, действительно был обалденный.
Сейчас, кстати, появилась мода на горные велосипеды без амортизации.

Амортизация — палка о двух концах. Если хочешь, расскажу подробно.
Давай, если не лень.
С удовольствием. Переспросил из-за того, что ты пару раз удалял мои комменты и обижался на то, что они были длинными.

Амортизацию условно можно разделить на две категории: спортивную и комфортную.

Спортсмену амортизация нужна не для того, чтобы ему было приятнее ездить, а для того, чтобы езда была быстрее. Цель амортизации — «проглатывать» неровности при быстрой езде так, чтобы кочки не пинали велосипед вверх или назад (то есть в направлении, поперечном или противоположном направлению движения).

Однако при езде по сравнительно ровной поверхности амортизация оказывает спортсмену медвежью услугу: она поглощает часть усилий велосипедиста. Вместо того, чтобы переходить в движение вперед, часть усилий уходит на бесполезную раскачку велосипеда и ездока. В результате ездок с амортизацией по ровной поверхности едет медленнее, чем ездок без амортизации.

Поэтому инженерная мысль в области спортивной амортизации направлена на то, чтобы минимизировать эти раскачки. Прежде всего, это функция блокировки, которая отключает амортизацию. У моего горного велосипеда, например, кнопка отключения амортизации вилки вынесена на руль, чтобы можно было быстро ее включать и отключать по ситуации. Кроме того, есть разные мало понятные мне технологии типа «платформы», которые вроде как позволяют педалировать без раскачки и сохраняют при этом амортизирующие свойства.

Спортивная амортизация, особенно с со всякими технологиями и регулировками, стоит дорого.

Обращаю внимание, что для спортсмена функция повышения комфортности езды вторична. Разумеется, велосипедист-любитель предпочтет двухподвесный велосипед для езды по очень кочковатой местности или для спусков с длинных лесных горок. Однако на велосипеды, предназначенные для спрыгивания с большой высоты, задняя амортизация принципиально не ставится.

К комфортной амортизации я отношу любую амортизацию, которая не имеет целью сделать езду спортсмена быстрее. Такая амортизация делает езду приятнее и/или делает велосипед более крутым в глазах покупателя (маркетинг).

К классической амортизации относятся большие покрышки-«баллоны» и седло на пружинках. Такая амортизация стоит очень дешево, не ломается и не требует обслуживания. Велосипеды, оснащающиеся такой амортизацией — это круизеры и некоторые ситибайки. Я горячо поддерживаю выбор круизеров для езды по тротуарам и утоптанным грунтовым тропинкам.

Другая половина ситибайков оснащается амортизационынми вилками с коротким ходом и амортизационным подседельным штырем. Польза от амортизационной вилки у ситибайков сомнительна. Во-первых, короткоходная вилка может поглощать только мелкие неровности вроде выбоин в асфальте и используется по большей части на гибридах (т. е. полушоссейниках, предназначенных для быстрой езды по твердому грунту и асфальту). Во-вторых, при прямой посадке амортизация вилки вообще не нужна! Что касается амортзиционного подседельного штыря, то он заведомо бесполезен, поскольку вектор движения седла вдоль штыря почти перпендикулярен вектору движения седла при наезде задним колесом на кочку.
Также существует отдельный класс велосипедов, которые внешне выглядят как горные велосипеды, но по факту таковыми не являются. Ни один опытный велосипедист-любитель не купит себе такой в качестве горного.

Отличить такие велосипеды очень просто: выглядят они навороченно, а стоят дешево.

Главный недостаток таких велосипедов — большой вес. Второй недостаток — сильная раскачка при езде. Особенно уныло педалировать стоя и заезжать в горку.

У нас в стране наблюдается странная ситуация: горные велосипеды очень разрекламированы, а прогулочные наоборот. В результате люди, которым по факту нужные прогулочные велосипеды, приобретают велосипеды, внешне похожие на горные и, что самое печальное, имеющие горную посадку. И катаются на них по двору, за пивом и в парк. Поскольку сидеть на них неудобно, часто можно увидеть, что рога на руле разворачиваются так, что смотрят в лицо ездоку — держась за них, можно немного выпрямить посадку (ценой безопасности).

Прикол в том, что вес и раскачка таким покупателям не важны — в поход на таком велосипеде они не поедут. А вот комфорт, который дает задняя амортизация, очень ценится — можно, например, съезжать с бордюра, не привставая. Спортсмен же постоянно привстает при проезде крупных неровностей даже на велосипеде с амортизацией.

Где-то посередине между муляжами горных двухподвесов и настоящими горными двухподвесами находятся горные двухподвесы начального уровня. Полагаю, это именно то, на что ты нацелился.

Двухподвесы начального уровня тяжелее спортивных двухподвесов и подвержены раскачке, однако не так плохи, как псевдогорные велосипеды.

Чтобы решить, стоит ли тебе покупать такой, определись со стилем катания.

Если твоя цель — кататься быстро по пересеченной местности, то покупай двухподвес. Денег при этом лучше не жалеть. Задняя подвеска позволит тебе продолжать педалировать на мелких неровностях, где на велосипеде без задней амортизации приходилось бы привставать и, соответственно, прекращать педалировать, проигрывая в скорости. Однако на сильных неровностях привставать придется в любом случае, и нужно быть к этому морально готовым.

Если твоя цель — отказаться от привставания на педалях при проезде кочек, и при этом тебе не важно, что уставать на таком велосипеде ты будешь быстрее, покупай дешевый двухподвес. По тротуарам, паркам и ВВЦ кататься можно на чем угодно, лишь бы субьективно нравилось.

Если же ты собираешься использовать горный велосипед по назначению — для быстрой или туристической езды, а не по тротуару за пивом и не в ВВЦ, а возможность экономить силы и устанавливать багажник тебе важнее, чем быстро и с комфортом проезжать сильно изрезанную местность, то не покупай двухподвес.

Если вышесказанное не нашло в тебе понимания, то покупай то, что велит сердце. Есть такая призказка: «красивый велосипед катит быстрее». Субьективное отношение к велосипеду оказывается решающим, а его фактические функциональные качества игнорируются.
Если что, я не спорю. Так вот.

Слово «быстро» с моим стилем езды не совместимо вообще. Средняя скорость передвижения — 15-20 км/ч, поэтому заморочки «будешь ехать медленнее» априори игнорируются. Тем более, что на велосипедах дороже 20 тысяч, оснащенных «подвеской», ставятся блокираторы (ни разу еще им не пользовался на своем GT).

Про местность... не могу сказать, что прям вот не вылезаю из говн, но по корням/плохим лесным дорогам в том же Лосином острове езжу регулярно. Поэтому амортизаторы без дела не простаивают. Как и большое количество скоростей, кстати.

Что до посадки, то ты наверное уже понял из поста, что особенности «горных» и «гоночных» велосипедов мне, за пятнадцать-то лет, что я на них рассекаю, стали вполне привычны и не вызывают неудобств. Я даже «спортивное» седло у своего GT менять не стал, хотя первые пару покатушек в сезоне оно и вызывает бугурт.


С другой стороны, если, например, в горных велосипедах, как в предпочитаемом типе, я уверен, то с двухподвесами для меня не так все ясно. Во-первых, они довольно дорогие, а у меня сейчас свободных финансов нет (Мерида, которая мне понравилась стоит за сотню). Во-вторых, у хардтейла сзади твердая железка, которая, в случае удара, гарантированно выдержит мою массу (больше ста килограмм), сдюжит ли такое глумление задний амортизатор — не знаю. Поэтому, наверное пока обойдусь небольшим ремонтом своего GT и покатаюсь на нем. Возможно, приобрету еще себе дешевый складной Стелс, чтобы можно было до метро и от метро на нем кататься по дороге в офис.
У меня был и "школолольник" (производства ГАЗ), после этого - харьковский "турист" - сильно раздолбанный, и не мог быть нормально отремонтирован. Сейчас вообще "Стелс-800", на нем отвратительно сделана передняя вилка, нереально поднять руль...
Если вы хотите поднять руль, значит, ваша цель — кататься с прямой посадкой, не напрягаясь.

Для этой цели существуют специальные велосипеды: круизеры, а также часть дорожников и ситибайков.

Когда задача стоит проехать десяток-другой километров, затратив при этом поменьше времени и сил, прямая посадка невыгодна. Чем ниже посадка, тем удобнее налегать на педали.

Зачем же вы купили ситибайк, предназначенный для преодоления расстояний, а не комфортных прогулок?

Что касается вилки, вы стали жертвой маркетинга. Разумется, на велосипед такой ценовой категории поставят самую дрянную вилку, лишь бы выглядела круто. Кроме того, если бы вы купили соответствующий вашим потребностям велосипед с прямой посадкой, передняя амортизация перестала бы иметь значение вовсе.

Что касается возможности поднять руль. Безрезьбовая конструкция выноса более практична сразу в нескольких отношениях, поэтому ее и используют. Используют там, где задача поднимать руль не стоит, то есть при езде на расстояния. На круизеры, а также те ситибайки и дорожники, которые предназначены для комфортных прогулок, по-прежнему ставят резьбовые выносы, и там-то регулировать высоту руля можно.
Видимо, это просто привычка сказалась) Долго катался на "туристе"

Маус, на выходных я собираюсь купить велосипед :) Что посоветуешь? :)
Пешы мне в аську 771594 или джаббер lolmaus@gmail.com (последнее — предпочтительно), ну или в ирц.
У Стелсов ИМХО надо брать дорожники и раскладушки. Эти велосипеды, даром что Китай+Россия, очень хороши для своей категории, а стоят при этом копейки. Горные же лучше все-таки брать у других производителей. Хотя бы у Мериды той же.